Готтфрид Бенн, сам выступающий записным адвокатом современных цинических структур, дал, пожалуй, лучшую за этот век формулировку цинизма — блестящую, ясную и бесстыдную: «Быть глупым и иметь работу — вот в чем счастье». Полное содержание этого тезиса раскрывается только с учетом его оборотной стороны: быть интеллигентным и, тем не менее, исполнять свою работу — вот несчастное сознание в его модернизированной, больной Просвещением форме. Оно не может снова стать «глупым», простодушным и незлобивым — невинности не восстановишь. Ему приходится застывать и закосневать, теша себя мыслью о необыкновенной суровости тех отношений, к которым его приковывает инстинкт самосохранения.
Что ж, тут ничего не попишешь. При двух тысячах марок в месяц чистыми на руки (без налогов) потихонечку начинается контр-Просвещение; оно основывается на том, что каждый, кому есть что терять, в индивидуальном порядке справляется со своим несчастным сознанием или надстраивает над ним «служебные обязанности».
Новый цинизм — именно потому, что он существует как фундаментальная установка личности, сообразующаяся с положением вещей в мире, — уже не бросается в глаза так, как этого можно было бы ожидать исходя из сложившегося представления о нем. Он облекает себя в тактичные формы — как мы вскоре увидим; тактичность — это ключевое слово, используемое для того, чтобы изящно сказать об отчуждении.
- Слотердайк, "Критика цинического разума".